Intengo - дешевые авиабилеты, поиск и сравнение цен
28. 12. 2015 | 12:00

25 фильмов 2015 года. Часть I

Антон Ибрагимов Антон Ибрагимов

Наш постоянный автор Антон Ибрагимов подводит итоги года и выбирает
25 лучших фильмов 2015-го.
Внимание: в тексты могут быть спойлеры!

От автора: Наверное, главное открытие в уходящем году лично для меня – сериалы стало куда интересней смотреть, чем кино. Это одновременно и тревожно, и печально. Киноиндустрия переживает явный кризис, ходить в кино практически не на что – на больших экранах засилье экшнов и блокбастеров, а авторское, арт-хаусное и фестивальное кино приходится искать в интернетах-торрентах. С сериалами дело обстоит чуть иначе, и неудивительно, что именно на телевидение и кабельные каналы утекают именитые режиссеры, актеры и сценаристы (но об этом в отдельной статье).

Выбирать фильмы 2015 года было не то чтобы сложно – этот список я будто «слепил из того, что было». Конечно, за год я посмотрел практически все громкие релизы – будь то «Терминатор: Генезис», «50 оттенков серого» или «Родина» Петра Буслова (всего порядка 60 фильмов). И сей типа топ-лист я называю «попсовым»: не столь киноманский он как мне того хотелось бы.

А еще под конец в года в интернеты-торренты слили киношки, прокат которых намечен только на следующий год («Выживший», «Омерзительная восьмерка», «Стив Джобс», «Кэрол» и т.д.) – в мой итоговый список они также не включены.

25. «Любовь» («Love», Франция-Бельгия)

Режиссер: Гаспар Ноэ

Пожалуй, самый скандальный фильм года – софт-порно в 3D, притворяющееся драмой, от режиссера «Необратимости» и «Входа в пустоту». Минкультуры России запретило прокатывать «Любовь» в России (ясное дело, из-за обилия порнографических сцен), тем не менее его дублировали и показали на каких-то российских фестивалях. Мне «Любовь» показалась скучной – главные герои все кино спят друг с другом, время от времени о чем-то рассуждают, после чего опять сигают в койку – предаваться тому, что вынесено в название. Весь сюжет фильма в том, что главгерой Мерфи заделал ребенка и женился на нелюбимой (блондинке Оми), хотя (как станет ясно оставшиеся два часа) любил и любит другую – брюнетку по имени Электра. Мерфи накуривается дурью и вспоминает, как им когда-то было хорошо вместе. В кадре – малоизвестные актеры предаются «любви» во всех ее проявлениях. Любовь вдвоем, любовь втроем, попытки разнообразить свою жизнь походом в свинг-клуб… Ближе к середине фильма всё это изрядно наскучивает, а к финалу истерики главгероя (сидя в ванной главгерой пускает нюни) и банальности вроде «любовь движет миром» и вовсе раздражают.

24. «Багровый пик» («Crimson Peak», США-Канада)

Режиссер: Гильермо дель Торо

Готический роман – молодая писательница Эдит влюбляется в красавца Томаса, выходит за него замуж и переезжает в его старое поместье, в котором также проживает его сестра Люсиль. В мрачном замке явно что-то не так, и когда Эдит это поймет, будет уже поздно… «Багровый пик» Дель Торо не так страшен и пугающ. Безусловно, он красиво снят, эпоха Англии конца XIX века вроде хорошо передана, да и трио – Миа Васиковска, Том Хиддлстон и Джессика Честейн – просто чудесны, но в совокупности всё это «не работает». Радует, конечно, что Эдит ближе к концу фильма перестанет быть романтичной дурой, снимет свои розовые очки и поймет, что ей угрожают расправой. Но хэппи-энд здесь ожидаемый. Выражу лишь личный респект любимой Джессике Честейн – рад наблюдать его в любых фильмах, а тут она та еще злодейка. Возможно, «Пик» мог быть чуточку мрачнее и страшнее, не как готический роман, а хоррор, но от дель Торо ныне ждать потрясений не приходится. О том, что режиссер уже «не торт» свидетельствует и ужасно нудный второй сезон сериала «Штамм».

23. «Марсианин» («The Martian», США)

Режиссер: Ридли Скотт

Не оправдал ожиданий и новый фильм Ридли Скотта – экранизация одноименной книги Энди Уира про астронавта Марка Уотни, который остался один на Марсе (астронавты-исследователи покинули планету, сочтя его погибшим в результате песчаной бури). Много говорили о том, что вот, мол, Скотт возвращается к привычной для него теме космоса, плюс интересный литературный источник. Уотни, оставшись на Марсе, начинает выживать (до следующей миссии на Марс три года) – выращивать картошку, находит Pathfinder, с помощью которого налаживает связь с Землей и т.д. Не читал книгу Уира, но фильм мне не понравился по нескольким причинам. Во-первых, главгерою было сложно переживать из-за его, так сказать, комфортного выживания – еда есть, возможность общаться с коллегами есть, а еще он слушает музыку (не особо им любимую) и передвигается по планете. Я не имею в виду, что Уотни должен был страдать и биться головой об стены космического модуля, но какая-то драматичность в его оторванности от мира не помешала бы. Во-вторых, обилие самых раздражающих штампов и пафосных речей, связанных с операцией NASA по спасению Уотни. Несмотря на офигенный каст – Мэтт Дэймон, Джессика Честейн, Джефф Дэниэлс, Шон Бин, Чивител Эджиофор, Майкл Пенья, Кристен Уиг – все герои карикатурны и в них явно забыли вдохнуть жизнь. В любом случае, говорят, что книжка намного лучше. Возможно, что Ридли Скотт просто-напросто отснимался – в «Марсианине» нет ничего особенного, и это обидно. Втык «Интерстеллару» не получился, но если сравнивать эти два фильма, то я однозначно выберу «Марсианина». Он более простой и не отягощен научными формулировками, а еще там звучат крутые песни типа «Waterloo» «ABBA» и «Starman» Дэвида Боуи.

22. «Черная месса» («Black Mass», США)

Режиссер: Скотт Купер

Джонни Депп в роли реально существующего бостонского гангстера Джеймса Джозефа «Уайти» Балджера. «Черную мессу» как криминальную драму так и тянет сравнить с фильмами Скорсезе, например, со «Славными парнями», при этом сравнение, естественно, не в пользу «Мессы». Депп играет своего героя мастерски – он здесь чрезмерно жутко загримирован, напоминая одновременно зомби и бандита Горбатого из «Место встречи изменить нельзя». Его Уайти Балджером только детей пугать на новогоднем утреннике. Депп в этой роли явно не получает звание лучшего «злодея года». Плюс одеяло время от времени перетягивают на себя Джоэл Эдгертон в роли ФБРовца Джона Коннолли, которому Уайти начинает сливать инфу, дабы федералы переключили свое внимание на других бандито-гангстерито, и Бенедикт Камбербэтч в роли брата Уайти Билли Балджера. Помимо этого на экране то и дело появляются Кевин Бейкон, Джесси Племонс (его тандем с Кирстен Данст во втором сезоне «Фарго» наипрекраснейший!), Питер Сарсгаард, Рори Кокрейн, Кори Столл и дурында из «50 оттенков серого» Дакота Джонсон. Столь крутой каст явно подобран, дабы подчеркнуть важность-серьезность «Черной мессы», но, к сожалению, фильму не дано вписать себя в шедевры жанра криминальной драмы.

21. «Правдивая история» («True Story», США)

Режиссер: Руперт Гулд

Журналист «New York Times» Майк Финкель (убедительный Джона Хилл) потерявший работу после опубликованного репортажа из Африки, узнает о судебном процессе, в котором фигурирует человек, который много лет скрывался за пределами США под именем Финкеля. Его должны судить за убийство жены и трех детей, и настоящий Финкель, конечно, не может пройти мимо такого дела. Преступника на самом деле зовут Кристиан Лонго и играет его Джеймс Франко. Весь фильм состоит из бесед Лонго и Финкеля, и флешбэков. Зритель пытается понять все аспекты зверского убийства вместе с героем Джоны Хилла. Виновен Лонго или нет, правду говорит или лукавит? Развязка не предполагает потрясений в стиле «Жизни Дэвида Гейла», фильм разговорный, неспешный, но за игрой Хилла и Франко наблюдать интересно. Двум героям – журналисту и убийце – есть о чем поговорить, есть чему друг у друга научиться. Во всяком случае, кино основано на реальных событиях и книге Финкеля «Правдивая история», поэтому настоятельно рекомендую, хотя и не уверен, что вам понравится.

20. «Из машины» («Ex Machina», Великобритания)

Режиссер: Алекс Гарленд

Прекрасный фильм, однозначный must see! Режиссерский дебют Алекса Гарленда – британского писателя и сценариста, известного по работе с Дэнни Бойлом. По сценариям Гарленда Бойл снял такие фильмы как «Пляж», «Пекло» и «28 дней спустя». Из машины – самая сексуальная научная фантастика года, этакая смесь «Кожи, в которой я живу» Альмодовара с «Я, робот» Алекса Пройаса. Миллиардер Натан (Оскар Айзек) нанимает программиста Калеба (Донал Глисон) для участия в научном эксперименте, построенном на тесте Тьюринга (цель которого определить, может ли машина/робот мыслить, как человек). Рыжий простак Калеб примет столь заманчивое предложение, поселится в скрытом в горах хай-тек-жилище богача и ввяжется в авантюру, которая «окажется не тем, чем кажется». Робот Ава (чудесная Алисия Викандер), которую Калеб должен протестировать, задавая однообразные вопросы, сыграет с людьми в свою особую игру. Не хочется писать целую рецензию на этот фильм – он соткан сплошь из достоинств. Актеры отличные: Айзек в одной из лучших ролей года (чего стоит музыкальная пауза под «Get Down Saturday Night» в красной комнате), Викандер, прочно и верно пробивающая себе путь в категорию А (смотрите ее в «Агентах «А.Н.К.Л.» и «Девушке из Дании»), Донал Глисон (помните Билла Уизли из гаррипоттеровской франшизы?) и жгучая Соноя Мизуно в роли молчаливой робот-герл Киоко. Как оказалось, четырех персонажей (ну не считая вертолетчика) вполне хватает, чтобы разыграть на экране чудесную партию. Замкнутое пространство, роботы и люди, кто кого? Посмотрите обязательно! Абсолютный шедевр.

Продолжение: Часть II