Intengo - дешевые авиабилеты, поиск и сравнение цен
30. 12. 2015 | 12:00

25 фильмов 2015 года. Часть II

Антон Ибрагимов Антон Ибрагимов

 

Бонд, призрак в соцсетях, динозавры, молодящиеся пенсионеры и единственный российский фильм – в продолжении списка лучших фильмов года по мнению Антона Ибрагимова.  Продолжение первой части. Внимание: в тексты могут быть спойлеры!

19. «Убрать из друзей» («Unfriended», США-Россия)

Режиссер: Леван Габриадзе

Среди всяких там «Астралов», «Паранормальных явлений», «Синистеров» и прочих хорроров 2015-го «Убрать из друзей» стоит особнячком. Снятый будто за две копейки этот фильм смотрится свежо. Он технически здорово придуман – все действие разворачивается на экране макбука школьницы Блэр Лили. Пофлиртовав со своим бойфрендом Митчем, к конференц-связи в скайпе подключаются друзья этой парочки и некто под ником billie227. Это некто называется Лорой Барнс – одноклассницей и подругой Блэр, которая покончила жизнь самоубийством (кто-то заснял ее вдрызг пьяной на вечеринке и выложил в ютюб, после чего она стала объектом насмешек). Таинственный юзер billie227 начинает опасную игру с пятью друзьями, проигравшие выбывают и умирают. Леван Габриадзе известен по роли «Скрипача» в советской комедии «Кин-дза-дза!» и снятых им комедиях «Выкрутасы» и трилогии «Ёлки». В «Убрать из друзей» играют малоизвестные американские актеры, при этом история в общем-то универсальная: призрак мертвой подруги проникает в социальные сети и устраивает своим экс-френдам настоящий ад. За случайные ошибки, сделанные по глупости или ради ха-ха, нужно платить. При этом, billie227 заставляет компашку друзей признаться в своих грязных тайнах и подлостях. Глаз от экрана не оторвать – взгляд блуждает за курсором мышки по перепискам в фейсбуке, в личке – для кого-то эта онлайн-трансляция окажется последней. И когда внезапно заиграет прелестная песенка «How You Lie, Lie, Lie» Конни Конвоя – ну прям испытываешь восторг. Ибо, как говорится, нефиг было…

18. «Новейший завет» («Le tout nouveau testament», Бельгия-Франция)

Режиссер: Жако ван Дормель

Французская абсурдистская комедия про то, как Бог (Бенуа Пульворд), похожий на алкоголика в засаленном халате, живет в Брюсселе с женой и дочерью, повелевая человечеством через допотопный комп. Забавы ради он придумывает людям всякие закономерности, например, «бутерброд всегда падает вареньем вниз» или «как только ты залез в ванну, обязательно зазвонит телефон». Когда его дочери (зовут ее Эя) надоест наблюдать за этим со стороны, она сворует ключи от кабинета, в котором находится всесильный комп, и чтобы насолить папке, сольет в «сеть» даты смертей людей (теперь каждый человек будет знать, когда он умрет), после чего убежит из дома (через туннель в стиральной машине). Ее миссия выполнима – найти в Брюсселе 6 апостолов (6 + 12 апостолов Иисуса Христа (его тут зовут Джей Си) = 18 (это любимое число ее матери, поклонницы бейсбола)), чтобы написать новейший завет. Все это не столько смешно, сколько нелепо. Этакая смесь «Догмы» Кевина Смита, сделанная в манере «Амели». Новое евангелие пишет бомж, а апостолы – сплошь чудаки, вроде киллера-гуманиста или стареющей жены олигарха (ее играет Катрин Денев), которая, узнав о скорой смерти, заводит любовь с… громадной гориллой. Режиссер «Господина Никто» с Джаредом Лето снял божественную комедию, но нужно обладать своеобразным чувством юмора, чтобы оценить ее по достоинству. Что по-настоящему забавляет, это то, как в финале Бога отправляют в Узбекистан – работать на фабрике по сбору стиральных машин.

17. «Отель «Мэриголд»: Заселение продолжается» («The Second Best Exotic Marigold Hotel», Великобритания-США)

Режиссер: Джон Мэдден

Вторая часть о британских пенсионерах, которые проживают в отеле «Мэриголд» в индийском Джайпуре. Мэдден не изобретает ничего нового, в сиквеле все те же герои плюс Ричард Гир. Спустя восемь месяцев после событий первого фильма Санни (Дев Патель) вместе с миссис Доннелли (Мэгги Смит) занимаются открытием второго отеля, попутно готовясь к свадьбе, остальным героям так же скучать не приходится. Кто-то укрепляет свои семейные узы, кто-то пытается найти свое призвание – в Джайпуре интересно и скучать не приходится. Любовному настроению подвержены практически все герои фильма – несмотря на преклонный возраст, любить и быть любимыми хочется всем. Даже мать Санни (Лиллет Дюбей) влюбляется в заезжего американца (Гир). Всё это завершается соответствующими песнями и танцами в лучших традициях Болливуда. Даже зная наизусть рецепт приготовления фильма «Отель «Мэриголд», смотреть его и пересматривать не надоедает. Когда еще на одном экране увидишь целую плеяду прекрасных британских актеров – Джуди Денч, Билл Найи, Мэгги Смит, Пенелопа Уилтон, Селия Имри и Рональд Пикап в экзотических локациях Индии хороши. Это кино не стыдно посмотреть всей семьей или хотя бы со своей второй половиной.

16. «14+» (Россия)

Режиссер: Андрей Зайцев

Российское кино в этом году было у меня вообще не в почете. Конечно, что-то я смотрел – например, сюрный «Орлеан» с Еленой Лядовой, эротический триллер «Саранча» со звездой сериала «Метод» Паулиной Андреевой, пафосную «Родину» Буслова или «Страну Оз» Сигарева – лучшую новогоднюю комедию последних лет, но предпочтение отдаю фильму «14+». Романтическая история без крупных медийных звезд в ролях, первая любовь тинейджеров в одном из спальных районов мегаполиса (предположительно Москвы). Школьник Леша полюбил школьницу Вику – вот в общем-то и вся фабула. В фильме просто и светло показан весь процесс зарождающегося чувства. Увидев Вику, главгерой начинает искать ее профиль в vk и долго-долго собирается, чтобы сделать первый шаг к знакомству. Положение усугубляет то, что Вика тусит с компанией гопников, да еще и необустроенная личная жизнь матери портит молодому человеку нервы. Не зря говорят, что все гениальное – просто. В фильме про первую любовь, «первое хочу и первое нельзя» Андрею Зайцеву удается избежать пошлости. Исполнители главных ролей Глеб Калюжный и Ульяна Васькович органичны, поскольку не строят из себя ничего напускного. Всё вполне узнаваемо и естественно. Плюс ко всему, как не полюбить фильм, в котором подобран такой пестрый саундтрек – тут тебе и «Creep» «Radiohead», и «Пять минут» от первого состава группы «Фабрика», «Ciao Ragazzi» Адриано Челентано, «Пьяные» группы «Газон», «И так далее» «Ленинграда», Боярский с «Зеленоглазым такси» и самая тематическая песнь, звучащая в фильме, – дуэт Сержа Генсбура и Джейн Биркин «Je t’aime moi non plus».

15. «Молодость» («Youth», Италия)

Режиссер: Паоло Соррентино

Золотая пальмовая ветвь 68-го Каннского кинофестиваля, итальянская лента Паоло Соррентино с голливудскими звездами Майклом Кейном, Харви Кейтелем, Рейчел Вайс, Полом Дано и Джейн Фондой в ролях. В фешенебельном санатории в Альпах собирается разношерстная компашка: известный дирижер и композитор (Кейн), его друг режиссер (Кейтель), снимающий свой последний фильм, двойник Марадоны, актер, готовящийся к роли Гитлера (Дано), Мисс Вселенная (Мадалина Генеа), дочь композитора, переживающая разрыв с мужем (Вайс), сыном режиссера, и так далее. Главные герои размышляют о житие-бытие, ностальгируют по тем временам, когда были молоды. Красиво снятая «Молодость» соответствует формату, называющимся «фестивальное кино». Наверное, именно так должна выглядеть современная версия «Сладкой жизни» Феллини – экран населяют разные комические эпизодические персонажи, реальность то и дело подменяется фантазией, старики с недоумением взирают на проблемную молодежь, Джейн Фонда с мощным монологом про то, как сериалы убивают кинематограф (кинодива отказывается сниматься в фильме героя Кейтеля, потому что подписала выгодный контракт на съемки в многосерийном ситкоме) и реальная певица Палома Фейт в роли самой себя (именно к ней ушел муж героини Рейчел Вайс). Увы, Соррентино не удается избежать клише – режиссер будто хочет сказать своим фильмом, что молодость лучше старости, что современность не столь хороша, как прошлое, и прочие всем известные прописные истины. Достоинство этого фильма не в сценарии, а в визуальном ряде и потрясающих актерах. «Молодость» подчеркивает все величие Кейна и Кейтеля. Впрочем в том, что это два великих актера, никто, собственно, не сомневался.

14. «Левша» («Southpaw», США)

Режиссер: Антуан Фукуа

Так уж и быть – пусть в списке будет и этот фильм. Джейк Джилленхол «на массе» играет боксера-чемпиона Билли Хоупа на пике своей славы. После трагического инцидента боксер теряет не только любимую жену (Рейчел МакАдамс), но и «всё нажитое непосильным трудом». Хоуп уйдет в затяжную депрессию, суд лишит его родительских прав, дочь показушно затаит на него обиду, а о спортивной карьере так и вовсе придется забыть. Черная полоса затянется до тех пор, пока в поисках работы Хоуп не набредет на боксерский спортзал, в котором молодую поросль тренирует Тит Уиллс (Форест Уайтакер). Ясен перец, тот возьмет над боксером шефство и подготовит его к решающему бою с обидчиком – боксером со звучным именем Мигель Эскобар. Именно по его вине погибла жена Хоупа, и виновные не были наказаны. И вот теперь есть реальная возможность не только восстановить справедливость, поквитаться, но и вернуть свою боксерскую славу. Антуан Фукуа уютно чувствует в мужских киножанрах – военных драмах и боевиках. Достаточно вспомнить «Слезы солнца» с Уиллисом, «Тренировочный день» и «Великого уравнителя» с Дензелом Вашингтоном или «Падение Олимпа» с Джерардом Батлером. «Левша» сделан по привычным для режиссера лекалам – это обычная предсказуемая по сюжету спортивная драма, не больше и не меньше. Спорта тут больше, а драмы – мизер. Первый фильм, с которым «Левшу» так и тянет сравнить, это «Малышка на миллион» Клинта Иствуда. Фукуа не борщит с драматизмом в отличие от Иствуда – при нужной мотивации главгерой быстро возвращается в строй. Лучше всего «Левшу» характеризует припев подзабытой песни Butch: «Все равно я встану, и точно знаю буду бить! Все равно я встану, можно только стоя быть» Джилленхолу отдельный респект – пусть «Левша» и не обязательное кино в его фильмографии, в плане актерской игры и подхода к выбранной роли претензий никаких нет.

13. «007: Спектр» («Spectre», Великобритания-США)

Режиссер: Сэм Мендес

Увы и ах – Мендесу не удалось войти в одну и ту же реку дважды. 24-й фильм бондианы «Спектр» выглядит как пародия на его же «Скайфолл». Здесь плохо абсолютно всё – от вступительной песни Сэма Смита («Writing’s on the Wall»), которая в подметки не годится Адель и ее «Skyfall», до злодея Франца Оберхаузера – Кристофа Вальца настолько мало, что задаешься вопросом: «А нужен ли он там вообще?» Если «Скайфолл» был этаким переломным моментом в бондианской франшизе и хоть немного разнообразил этот нескончаемый киносериал олдскульными фишками, то «Спектр» не только не усиливает этот эффект, но и делает несколько шагов назад. Заметно, что Дэниел Крейг уже и сам не рад играть агента 007, и его можно понять и простить – к нему претензий вообще никаких. Но почему же Мендес так быстро сдулся и сварганил халтурку вместо очередного шедевра? А ведь у «Спектра» был раздутый бюджет (порядка $250 млн.), на что они были пущены? Непонятно. Моника Беллуччи появляется на минутку, чтобы дать Бонду наводку, Леа Сейду, при всей к ней симпатии, сексапила, присущего бондовским красоткам, «не выдает», а у Эндрю Скотта (известного по роли Мориарти в сериале «Шерлок») тут практически камео. Возможно, «Спектр» запомнится по каким-то отдельным эпизодам – например, отличному прологу, снятому оператором Хойте ван Хойтемой одним дублем (Бонд предотвращает теракт во время Дня Мертвых в Мехико) или драке в поезде. В остальном – сплошное разочарование.

12. «Мир Юрского периода» («Jurassic World», США)

Режиссер: Колин Треворроу

Вот «Мир Юрского периода» как кино, сделанное чтобы развлекать, справляется со своей задачей на сто и более процентов. События тут происходят спустя 22 года оригинальной истории первого фильма Спилберга – вместо заповедника с динозаврами на острове Нублар построен целый драконий диснейленд. Поглядеть и поучаствовать в современных аттракционах с участием самых разных динозавров валят толпы детей и их родителей, а руководство парка довольно потирает ручонки – вот она, золотая жила. Всеобщую радость нарушает Индоминус Рекс – новый генетически усовершенствованный гибрид тираннозавра и велоцираптора. Взяв за основу спилберговский концепт, Треворроу устраивает зрелищный экшн. Главные герои тут – два брата Зак и Грей, они приезжают в парк аттракционов, которым руководит их тетя Клэр (Брайс Даллас Ховард), и дрессировщик велоцирапторов Грэди (Крис Прэтт). В остальном – все довольно просто: Индоминус Рекс сбежит из своего вольера и устроит в этом диснейленде настоящий хаос. Это хорошо сделанный настоящий летний блокбастер. Неудивительно, что в мировом прокате он собрал порядка $1,6 млрд. при бюджете в $150 млн. Настоящее зрелище для больших экранов. Ныть о том, что гуманистский месседж Спилберга по прошествии годов в этой франшизе чуть утрачен, не буду. Кино – нормальное: посмотрел, заел попкорном, лайкнул. Не более.

Продолжение: Часть III