Intengo - дешевые авиабилеты, поиск и сравнение цен
31. 12. 2015 | 12:00

25 фильмов 2015 года. Часть III

Антон Ибрагимов Антон Ибрагимов

 

Завершающая часть топ-листа лучших фильмов года – 10 абсолютных must see и уморительная комедия про женщину-шпиона! Предыдущие части: первая и вторая. Внимание: в тексты могут быть спойлеры!

11. «Шпион» («Spy», США)

Режиссер: Пол Фиг

Фильмов про шпионов и секретных агентов за год было более чем достаточно – «Спектр», «Миссия невыполнима: Племя изгоев», а также «Kingsman», «Агенты А.Н.К.Л.» и «Шпионский мост», о которых далее. «Шпион» – пародийная комедия, бенефис американской актрисы Мелиссы Маккарти (лучшей роли для нее, кажись, и не сыскать). Простой аналитик Сьюзан Купер, работа которой заключалась в том чтобы быть «поводырем в наушнике» шпиона Брэдли Файна (Джуд Лоу), и мечтать не могла об оперативной деятельности. Но однажды все-таки пришлось. Именно она – эта нескладная пышка с кулоном в виде маффина – должна предотвратить продажу ядерной бомбы. О том, как это произойдет, лучше смотреть, чем рассказывать. Нереально смешное кино, штампы шпионского киножанра пинают тут с особым смаком. Джейсон Стэтхем в одной из лучших своих ролей – его шпион Рик Форд гомерически смешной идиот, да и вообще все мужские персонажи тут выглядят беспомощно и как-то нелепо. К примеру, тот же Файн, который и шагу не может ступить, если Сьюзан не подскажет ему, куда идти и что делать. В «Шпионе» рулят женщины! Главная злодейка – женщина (убедительная Роуз Бирн), глава ЦРУ – женщина, тут даже есть Верка Сердючка (не совсем женщина, но все же) с песней «Dancing Lasha Tumbai», ну и Сьюзан с долговязой подругой Нэнси, прям как Тимон и Пумба, уделывают плохих парней, ведь кроме них это никому не под силам. Рекомендую!

10. «Мстители: Эра Альтрона» («Avengers: Age of Ultron», США)

Режиссер: Джосс Уидон

Уидон изрядно утяжелил сиквел «Мстителей». Если первая часть была просто крутым экшном, то во второй разворачивается настоящая драма. Романтические отношения Наташи (Скарлетт Йоханссон) с Халком (Марк Руффало), первые разлады в команде, вселенское зло Альтрон, который решил положить человечеству конец, появление Ртути и Алой Ведьмы – тут всего, как в салате оливье многовато. Тем не менее, этот фильм был долгожданным – пенять на его недостатки (которые есть, но они малочисленны) не хочется. Смотреть за новыми приключениями этой компашки супергероев лично мне не надоедает – к актерам и их героям (моя персональная симпатия, конечно, к Наташе Романовой), шуткам-подколам Тони Старка (Роберт Дауни-мл.) как-то привыкаешь настолько, что уже не можешь без них обходиться. К сожалению, сиквел не получился столь выдающимся, как первая часть, но смотреть «Эру Альтрона» в удовольствие. Не знаю, кому как, но я люблю кино от Marvel Studios. Вот в следующем году выходит третий фильм про Капитана Америку «Civil War» – его трейлер уже наделал много шума. Именно там «Мстители» разделятся на два лагеря – с одной стороны Кэп, с другой – Железный человек. В «Эре Альтрона» уже прозвучало тревожное эхо: что-то происходит не так, и дальше будет только хуже. В «Противостоянии» (прокатчики перевели «Civil War» именно так – мол, незачем волновать умы россиян названием «Гражданская война») это ощущение однозначно усилится.

9. «Kingsman: Секретная служба» («Kingsman: The Secret Service», Великобритания)

Режиссер: Мэттью Вон

Задиристый подросток Эггси (Тэрон Эджертон) попадает в секретную службу Kingsman, в которой когда-то работал и погиб, выполняя задание, его отец. Друг его отца Гарри Харт (Колин Ферт) перед опеку над Эггси – пройдя своеобразный КМБ и став частью секретной группировки, они будут противостоять Валентайну (комичный в этой роли Самюэль Л. Джексон), который задумал уничтожить человечество (и он туда же!) с помощью sim-карт, вызывающих у людей желание убивать. Режиссер «Пипца» и «Людей Икс: Первый класс» снял отличное и дерзкое, как пуля резкое, убойное пацанское кино! Да, это все та же заезженная история про то, как хорошие ребята противостоят плохим ради мира во всем мире, но «Kingsman» – образцовый фильм, без пяти минут шедевр. Критики уже написали о том, что сцена в церкви – это уже классика. Соглашусь! Это безукоризненно снятый эпизод, в котором герой Ферта (под воздействием той самой sim’ки) устраивает кровавую бойню в церкви («Я тут на отдыхе с моим черным бойфрендом евреем, работающим в центре абортов… Слава сатане!») И у Тэрона Эджертона явно хорошие перспективы после этого фильма («Легенду», в которой он сыграл любовника Тома Харди, брать в расчет не будем) – в 2017 выйдут «Робин Гуд: Начало» и сиквел «Kingsman». В любом случае, это настоящий живой боевик с героями, будто сошедшими с рекламных полос «GQ», одетыми в брендовые костюмы. Они джентльмены, но легко выбьют из противника дурь, хотя бы зонтом фирмы Swaine Adeney Brigg.

8. «Виктория» («Victoria», Германия)

Режиссер: Себастьян Шиппер

К своему стыду, посмотрел этот фильм лишь под конец года, но не могу не включить его в этот список. Отличная работа немецкого режиссера Себастьяна Шиппера – только представьте, двухчасовое кино, снятое единым дублем. Все показанное настолько живо и реалистично, что невольно становишься участником разворачивающихся в фильме событий. История простецкая – девушка Виктория (Лайа Коста) переехала из Испании в Берлин, работает в кафешке, и ей в этом городе тоскливо и одиноко. Как-то под утро, выходя из ночного клуба, она знакомится с компанией из четырех парней. Слово за слово, и вот они уже гуляют по ночному Берлину, пьют пиво и наслаждаются видом ночного города с крыши многоэтажки. Парни, несмотря на свой хулиганский вид, доверия ей внушают, а потом они впятером ввяжутся в авантюру, которая навсегда изменит их и ее жизнь. На этом моменте стоит остановиться – вы обязательно должны этот фильм увидеть сами. Вообще, «Викторию» хочется пересмотреть несколько раз – да, все действо снято одним дублем (известно, что съемочной группе удалось это с третьей попытки), да, актеры много импровизируют и будто не играют, а живут – дурачатся, много курят, пьянеют, ругаются. И сама главгероиня в эту ночь испытает массу чувств и окажется не такой уж и наивной, как может показаться с первого раза. «Крещение» Берлином пройдет на все сто, пусть и не так позитивно, как начиналось.

7. «Убийца» («Sicario», США)

Режиссер: Дени Вильнёв

Слово «sicario» в переводе с испанского означает «наемный убийца», в контексте данного фильма – это люди, которые связаны с мексиканскими наркокартелями. Чтобы поймать наркобарона Фаусто Альракона, известного своими безжалостными методами, и перекрыть траффик, создается опергруппа из американских спецслужб и отряда «Дельта». Рулят процессом поимки Альракона Мэтт Грэйвер (Джош Бролин), представляющийся «советником министерства обороны» и загадочный тип по имени Алехандро (Бенисио Дель Торо). Для операции они привлекают агента ФБР Кейт Мэйсер (Эмили Блант), специализирующуюся на освобождении заложников. Героиня поздно поймет, что ввязалась в опасную жесткую игру, в которой нет никаких правил, лишь месть, жестокость, пытки, продажные копы и погубленные души. Путь из точки А в точку В (из техасского Эль-Пасо в мексиканский Хуарес) для нее станет чем-то вроде похода Фродо в Мордор с кольцом на шее (как и хоббит, ФБРша и представить не могла, чем для нее обернется это путешествие). Мне так хотелось бенефиса Эмили Блант, но не вышло. Старый-добрый Бенисио Дель Торо в роли Алехандро нагло «украл» у нее и Бролина весь фильм. У Дель Торо получился мощный по своей структуре персонаж, использующий все средства (в том числе и ФБРшу) для достижения своей цели. Именно с его персонажем связана финальная развязка – Дени Вильнёв («Пожары», «Пленницы», «Враг») умеет и практикует ближе к концу фильма отчебучить какой-нибудь шок-эффект. «Убийца» – однозначно самый мрачный, красивый, тревожный и циничный фильм года.

6. «Шпионский мост» («Bridge of Spies», США-Германия)

Режиссер: Стивен Спилберг

Поразительно, но великому гуманисту Спилбергу удается и по сей день снимать шедевры. Имея в арсенале постоянного оператора Януша Камински и актера-талисмана Тома Хэнкса, 69-летний режиссер снял фильм, основанный на реальных исторических событиях конца 50-х годов. Бруклинский адвокат Джеймс Донован (привычно бесподобный Хэнкс) берется защищать в суде советского шпиона Рудольфа Абеля (Марк Райлэнс), которого арестовали в США в 1957 году. Несмотря на то, что американская общественность жаждет расправы над Абелем, адвокату удается добиться помилования, а тут еще американский пилот оказывается в плену у советских войск. Обмен «нашего» на «ихнего» доверяют Доновану, и пройти он должен в Берлине на Глиникском мосту. Читал отзывы тех, кому «Шпионский мост» не понравился, – многие ссылаются на то, что якобы режиссер показал американцев в лучшем свете, чем русских. Лично я этого не заметил. Я считаю, что Спилберг вообще не об этом. Все его фильмы о том, что человек остается человеком, в каком бы ужасном и трудном положении он не оказался. И да – наверное, потому что у Хэнкса настолько доброе лицо, что все симпатии на стороне его героя и его миссии. Хотя британцу Марку Райлэнсу, сыгравшего Абеля, тоже веришь. В том, верно ли переданы события Холодной войны, противостояния СССР и Запада, пусть разбираются политологи. Киноманы обязательно оценят «Мост» по достоинству – по-спилберговски большое шедевральное произведение.

5. «Страшные сказки» («Il racconto dei racconti», Италия-Франция)

Режиссер: Маттео Гарроне

Вообще, тут прокатчики опять сплоховали, переведя название фильма как «Страшные сказки», что создает легкую путаницу (есть сериал с таким названием, в котором играют Ева Грин и Джош Хартнетт). «Сказка сказок» (так вернее) – первый голливудский опыт итальянского режиссера Гарроне, сделанный по мотивам произведений («Волшебная лань», «Блоха» и «Ободранная старуха») итальянского сказочника и писателя Джамбаттисты Базиле. Три сюжетные линии особо не пересекаются между собой (кроме как в финале) – три королевства, три правителя. Королева Долины Туманов (Сальма Хайек) никак не может забеременеть. Узнав о том, что проблему можно решить, съев сердце морского чудища, Королева быстро отправляет мужа-Короля за трофеем. Тот убивает чудище, а королева, съев его сердце, сваренное в кипятке девственницей (обязательное условие!), рожает сына. Король Диких Гор (Тоби Джонс) выращивает огромную блоху и выдает замуж дочь Вайлет за горного огра. Забавна в своей абсурдности и третья история, в которой Король Одинокого Утеса (Венсан Кассель) влюбился в таинственную незнакомку, услышав ее тонкий красивый голос (на самом деле голос принадлежал двум старухам Имме и Доре). Фильм Гарроне подстать сказкам Базиле (почитайте на досуге). Это визуальный шедевр – смешной, пугающий, сексуальный и абсолютно не детский и без явного хэппи-энда (хотя все персонажи в итоге получили по заслугам!)

4. «Головоломка» («Inside Out», США)

Режиссеры: Пит Доктер, Роналдо дель Кармен

Безоговорочно – мультфильм года, действие которого происходит в голове 11-летней девочки Райли. С самого рождения пять эмоций – Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх – отвечают за ее настроения (каждый из пяти в нужный момент нажимает нужную кнопку), а хорошие или не очень воспоминания в виде радужных стеклянных шариков складируются в специальной базе данных. У Райли, как и полагается 11-летней девочке, все хорошо – любящие родители, лучшая подруга и успехи в спорте (девочка занимается хоккеем). Столь идиллическое положение дел меняет внезапный переезд семейства из родной Миннесоты в шумный-чужой Сан-Франциско, где новый менее уютный дом и новая школа. Проблем доставляет и Печаль, которая, коснувшись до разноцветных шариков, «портит» хорошие воспоминания Райли. В ходе инцидента Печаль и Радость попадают в долговременную память, и теперь им нужно вернуться в мозговой центр, пока не стало еще хуже. Pixar поистине творит чудеса. «Головоломка» настолько просто и доступно рассказывает зрителю (особенно мульт будет полезен детям!) об устройстве мозга, эмоциях и чувствах, что этим нельзя не восхититься. Радость и Печаль, конечно, делят экран чаще остальных эмоций, но не страшно – «Головоломка» заставляет и улыбнуться, и взгрустнуть. Еще тут есть Бинго-Бонго (воображаемый друг Райли) и шикарный эпизод, когда герои проходят через абстрактное мышление. И обязательно досмотрите мульт до финальных титров, чтобы узнать, как выглядят и как действуют пять важных эмоций у взрослых и животных.

3. «Агенты А.Н.К.Л.» («The Man from U.N.C.L.E.», США-Великобритания)

Режиссер: Гай Ричи

Гаю Ричи можно поаплодировать хотя бы за чудесную песенку бразильского певца Тома Зе «Jimmy, Renda-Se», звучащую в фильме! Конечно же, помимо саундтрека у «Агентов А.Н.К.Л.» масса достоинств. Агент ЦРУ Наполеон Соло (Генри Кавилл) и агент КГБ Илья Курякин (Арми Хаммер) объединяют свои усилия, чтобы предотвратить распространение ядерного оружия – на дворе-то Холодная война. Дочь пропавшего ученого, который делает для итальянского семейства Винчигуэрра ядерную бомбу, Габи (Алисия Викандер) вызывается помочь этому бравому тандему в благом деле. Стиль и эстетика 60-х хорошо выдержаны. В кадре красивые девушки (помимо Викандер тут и прекрасная Элизабет Дебики в роли коварной Виктории Винчигуэрра), ретро-тачки, костюмы-тройки, нафталиновый рок-н-ролльчик – практически бондиана, но более изящная. Фильм о противостоянии, а впоследствии и дружбы Соло и Курякина, ковбоя и большевика, вышел как нельзя кстати. Прошли года, сменились эпохи, а мировые сверхдержавы по-прежнему находятся в контрах, что-то там делят. Войнушка вместо побратушек. У Ричи, конечно, не столь гуманистский посыл, как у того же Спилберга, но мысль ясна – иногда вместо того, чтобы враждовать, стоит примириться. Если, конечно, вражда – это не спор о том, сочетается или нет платье Dior с ремнем Paco Rabanne?

2. «Безродные звери» («Beasts of No Nation», США)

Режиссер: Кэри Фукунага

Посмотрел этот фильм без дубляжа с субтитрами, о чем нисколько не пожалел. В оригинале он потрясает еще больше! «Безродные звери» Кэри Фукунаги, который снял первый сезон всеми любимого «Настоящего детектива» с МакКонахи и Харрельсоном, мощнейшее высказывание на тему войны и детей. В одной из африканских стран идет гражданская война. Не успев покинуть деревню, на глазах главного героя – мальчика Агу (Абрахам Атта) – солдаты расстреливают местных жителей, в числе которых его отец, дед и старший брат. Ребенок убегает в джунгли, где натыкается на отряд ополченцев, возглавляемый Команданте (Идрис Эльба). Сначала Агу просто используют в качестве «принеси-подай», а после и вовсе дают в руки оружие. У Фукунаги в этом фильме многофункционалка – он и режиссер, и оператор, продюсер и сценарист. Роман нигерийского писателя Узодинмы Ивеалы «Звери без родины» режиссер снимает подобно «Апокалипсису сегодня» ФФК: погружение главгероя, тем более ребенка, в пучины тьмы, жестокости, насилия и смерти. Вместо полковника Курца, которого у Копполы играл Марлон Брандо, тут не менее монструозный Идрис Эльба. Британский актер сменил плащ Джона Лютера на жилетку и берет. Команданте, старательно говорящий с английским акцентом, становится для Агу и вождем, и отцом, и Богом, правда, ненадолго. Смотреть «Зверей», как и любой другой военный фильм про детей, тяжеловато, но такое кино необходимо. Абрахама Атту за роль Агу заслуженно наградили на 72-м Венецианском кинофестивале премией Марчелло Мастроянни. Хочется думать, что фильм, Фукунага и Эльба тоже не останутся без призов. Masterpiece!

1. «Безумный Макс: Дорога ярости» («Mad Max: Fury Road», США)

Режиссер: Джордж Миллер

Выбор лучшего фильма года был очевиден, и здесь я не соригинальничаю. «Безумный Макс», сделанный 70-летним Джорджем Миллером, наикрутейшее кино! Макс Рокатански (Том Харди) и Фуриоза (Шарлиз Терон) противостоят Несмертному Джо (Хью Кияс-Бёрн) и его армии фанатичных альбиносов, мечтающих попасть в Вальхаллу. Вынесем за скобки все феминистские подтексты (Фуриоза и сбежавшие от Джо наложницы едут на боевой фуре с бензаком в Зеленые земли, некую плодородную местность, главное подальше от гниющего урода), «Дорога ярости» – прежде всего, постапокалиптичный боевик и динамичный автомобильный экшн, и совсем не важно, кто правит балом – Терон или Харди. Стартанув, фильм сразу превращается в одну сплошную погоню, время от времени прекращающейся, чтобы передохнуть, а потом снова – в путь. В ушах грохочет саундтрек нидерландского музыканта Тома Холкенборга, известного как Junkie XL, в это время на экране взрывы, пальба, автомобильные трюки, раскачивающиеся на шестах воины, сплошной non-stop, эпик! Автомобилисты обязательно заценят разнообразие прокаченных тачек (для съемок было задействовано более ста машин) – вы знали, что бензовоз Фуриозы – это смесь Tatra T815 с Chevrolet Fleetmaster, грузовик-оркестр сделан из военного тягача MAN 8×8, а «Гигалошадь» Несмертного Джо сварганили из двух машин Cadillac Coupe DeVille 1959, которые поставили одна поверх другой? Да, в фильме есть эффекты (куда ж без них?), но «Дорога ярости» оставляет ощущение «ручной работы». Спустя 30 лет Миллер вернул на экраны историю про воина дорог (неважно, что вместо Мела Гибсона Том Харди). Четвертая часть из франшизы «Mad Max» обязательно станет классикой. Ну а пока что это первое место и лучший фильм 2015 года!