Intengo - дешевые авиабилеты, поиск и сравнение цен
5. 07. 2015 | 12:00

«Терминатор: Генезис» – игра в классику

Антон Ибрагимов Антон Ибрагимов

Сразу оговорюсь, что фанатом франшизы о «Терминаторе» я не являюсь. Не копаю слишком глубоко в идеологическую составляющую этой истории («Генезис» – пятый по счету фильм о противостоянии хороших Терминаторов и семейства Конноров против зла и компании «Скайнет», которую уничтожают-уничтожают, да никак уничтожить не могут), но первые два фильма Джеймса Камерона люблю. Люблю как и прочие боевики, ужастики и фантастику 80-90-хх годов. Посмотрев «Генезис», некоторую доли ностальгии по каноническим фильмам о роботах и людях я все же получил. Но фильм мне не понравился, и я постараюсь объяснить, почему. Спойлеры в тексте имеются!

Назвать Алана Тейлора плохим режиссером у меня не повернется язык. Он режиссировал довольно-таки много разных эпизодов таких сериалов, как «Клан Сопрано», «Остаться в живых», «Секс в большом городе», «Подпольная империя», «Безумцы» и т.д. Именно Алан Тейлор снял ту самую трагичную девятую серию первого сезона моей любимой «Игры престолов», в которой Неду Старку отрубают голову. И то, что новый «Терминатор» не получился, наверное, не вина Тейлора. Это закономерное явление – иначе попросту и быть не могло. Казалось бы, привлекли к фильму и самого железного Арни (к слову, он, пожалуй, единственный, из-за кого можно сходить в кино на это кино), но не получилось, не срослось. Попытка выехать на зрительской ностальгии к первым двум фильмам, на мой взгляд, априори провальная. Если, конечно, в режиссерском кресле не сам Джеймс Камерон. Это сопоставимо с тем, как современные российские режиссеры и продюсеры пытаются срубить бабла в прокате, снимая дурацкие ремейки на всенародно любимые советские хиты типа «Служебный роман» или «Кавказская пленница». Эффект ровно такой же.

Камерон – это Камерон, и обыграть его на его же поле, с придуманными им персонажами и концептом, затея дурацкая. Поэтому сколько бы создатели «Генезиса» не пичкали в фильм отсылок и цитат из первых двух фильмов, ничего толкового не выходит. А отсылок и цитат, к слову, здесь навалом. Прям проверка на вшивость каждого уважающего себя киномана. В 2029 году Джон Коннор (Джейсон Кларк) отправляет Кайла Риза (Джай Кортни) в 1984 год, дабы тот предотвратил убийство его матери Сары Коннор (Эмилия Кларк). Компания «Скайнет», которая производит роботов-убийц и хочет править всем и вся, уже отправила в прошлое Терминатора (Т-800), чтобы тот убил Сару Коннор, еще не успевшую родить сына и будущего лидера повстанцев. Знакомая до боли история начинает менять свою конструкцию постепенно. Кайл Риз встречается с терминатором Т-1000 из жидкого металла (южнокорейский актер и певец Ли Бен Хон отдаленно похож на Роберта Патрика, который играл Т-1000 у Камерона) и, собственно, Сарой Коннор.

Однако она предстает перед ним не робкой беззащитной официанткой, как рассказывал Ризу о ней Джон Коннор перед отправкой в прошлое, а что ни на есть боевой девицей, которая давит врагов грузовиком, бросая фразы: «Идем со мной, если хочешь жить». У Сары уже есть помощник – терминатор Т-800 (Арнольд Шварценеггер), который хороший и чуть ли не заменяет ей отца. Сара зовет его ласково Папс. У Сары и ее железного папки есть цель – предотвратить судный день, который произойдет в 1997 году. Кайл Риз, прибывший в прошлое с одной конкретной целью, убеждает своих новых другов отправиться не в 1997, а в 2017 год (именно тогда запустят в обиход процессор «Genisys», который в последствии станет прародителем «Скайнет»). План-кинжал ясен и понятен, герои на него соглашаются, а что было дальше, вы посмотрите в кино (или не посмотрите, кому как).

А теперь по существу, почему, собственно, новому «Терминатору» я ставлю дислайк, а не лайк. Во-первых, слабый каст. Конечно, можно простить и модельную внешность Кайла Риза (у Камерона Майкл Бин в роли Риза все же был естественнее), и Дж.К. Симмонса, который выполняет в фильме ту же функцию, что и Джон Туртурро в «Трансформерах» (произносит какой-то бред, удивляясь и не веря происходящему), а ведь серьезный актер, и «Оскара» недавно получил за гениальную роль тирана-дирижера в «Whiplash». Но Эмилия Кларк в роли Сары Коннор – один из основных минусов фильма. При том, что я обожаю ее в роли «матери драконов» Дейенерис Таргариен в «Игре престолов», Кларк – ну никак не Сара Коннор. Она больше похожа на девочку, которая заученно стреляет из автомата, но выглядит наперевес с оружием весьма нелепо. По сути, Сара Коннор – канонический образ сильной женщины и матери, которая пойдет на все, чтобы защитить своего ребенка от надвигающейся угрозы. У Камерона ее отлично играла Линда Хамильтон, так и не сделавшая большой карьеры в кино после двух «Терминаторов» (1984 и 1991 годов). Коннор-Хамильтон, что называется, «и коня на скаку, и в горящую избу». Коннор-Кларк весьма легковесна (а может для современной молодежной аудитории зрителей так и надо?), неубедительная баба-автомат. Та же Лена Хиди, партнерша Эмилии по «Игре престолов», более органично играла Сару Коннор в сериале «Терминатор: Битва за будущее».

А вот к Арни претензий нет никаких! Он здесь пародирует самого себя конца 80-х, натужно тянет лыбу, произносит (куда ж без нее!) фразу «I’ll Be Back», много шутит («Ты уже с ним спарилась?» - вопрошает он у Сары, намекая на то, что та должна заделать с Кайлом Ризом будущего спасителя человечества) – «седина в бороду, бес в ребро». Шварценеггер – единственное связующее звено между прошлым и настоящим. 67-летний человек-гора – он и вызывает то самое теплое и родное чувство ностальгии по прошлому. Именно с Арни «Генезис» окончательно не скатывается в банальную попсовую безделушку. Но опять-таки на дворе 2015 год, а фильм воспроизводит всё то, что мы видели в 1984 и 1991 годах, зачем? Камерон создавал те эффекты за куда меньшие деньги, фактически он создавал новый формат боевиков на стыке 80-90-х. «Генезис» идет по протоптанной дорожке, не показывая зрителю ничего нового и оригинального. Особенно первая его половина фильма, когда голый Т-800 пытается отобрать кожанку у байкеров, когда в темном переулке начинают летать газеты и мусор и появляется такой же голый, но другой гость из будущего. Жидкий робот, сцена на вертолете, взрыв корпорации… Можно, конечно, предположить, что создатели «Генезиса» своим фильмом объясняются в любви и глубоком уважении к фильмам Камерона. Но здравомыслящий человек, я считаю, включит первые фильмы о «Терминаторе», чтобы впасть в истинное киношное наслаждение, чем смотреть пустой и ненужный пятый фильм этой популярной франшизы.

«Терминатор: Генезис» («Terminator: Genisys»)
США, 2015
Режиссер: Алан Тейлор
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Джейсон Кларк, Эмилия Кларк, Джай Кортни, Дж.К. Симмонс, Ли Бен Хон и др.
Жанр: фантастика, боевик
Продолжительность: 125 мин.